Импортозамещения в рф стратегия и инструменты. Стратегии импортозамещения. Программа по импортозамещению в России

В условиях нарастающих экономического кризиса и девальвации рубля у российских компаний становится все меньше стимулов думать о развитии, и все больше – об оптимизации деятельности.

Вместе с тем, возрастает актуальность двух перспективных направлений: импортозамещения и развития экспорта. Развитие экспорта до сих пор остается слишком сложной задачей для большинства наших компаний. А вот импортозамещение – задача намного понятнее. О ней и поговорим.

Выбор конкретной стратегии импортозамещения зависит от того, какие возможности текущей экономической ситуации являются для вашей компании приоритетными:

  • Девальвация рубля и рост цен на импортные товары
  • Господдержка российских производителей: преференции в госзаказе и др.
  • Сокращение присутствия на рынке зарубежных компаний (в связи с санкциями и контрсанкциями и др.)
  • Рост заинтересованности зарубежных компаний в локализации производства в России

Можно выделить две группы стратегий импортозамещения:

  1. Базовые стратегии, которые может использовать любая компания (лидерство по цене, продукт под госзаказ, партнерство в локализации)
  2. Специфические стратегии, которые подходят компаниям определенного типа или отрасли (повышение уровня переработки, из дистрибуторов в производители, и др.)

На практике эти стратегии используются и безотносительно к импортозамещению – но в текущей ситуации потенциал их использования существенно вырос.

Лидерство по цене

Эта стратегия импортозамещения является базовой и, казалось бы, не требующей особых усилий в условиях девальвации рубля и роста цен на импорт. На практике же все не так просто:

  • Обычно у производителей качественной продукции, способной составить конкуренцию импорту, производственные мощности уже были загружены, поэтому без инвестиций в новые мощности замещать импорт им просто нечем. А это обычно дорогие кредиты, дорогое импортное оборудование и время.
  • Замещать же импортные комплектующие, недостаточно качественными отечественными, наши производители, ремонтники и эксплуатанты не торопятся. По рациональным соображениям, из-за рисков потери качества готовой продукции и срывов сроков поставки (после отбраковки). В итоге может выйти не дешево.

Опыт компании «Интерскол» в кризис 2008-09 гг. показывает, что нужно быть способными оперативно нарастить объем производства, удерживая при этом разницу в цене с подорожавшим импортом.

Как раз активное наращивание цен большинством российских компаний в тот период не позволило сколько-нибудь долго сохранять необходимый паритет с зарубежными конкурентами. И импорт быстро вернул свои позиции.

В первую очередь эта стратегия подходит компаниям, способным быстро и эффективно нарастить объем производства конкурентной продукции.

Продукт под госзаказ

Это вторая наиболее популярная сейчас стратегия импортозамещения, состоящая в замещении зарубежных поставщиков по госзаказу. Обычно для успешной реализации этой стратегии нужны наличие требуемого продукта, деловые связи и умение работать по госзаказу.

Большинство компаний стремится использовать эту возможность. Но им следует учесть два значимых риска:

  1. Желающих много, не все смогут получить контракты, даже потратив большие усилия на подготовку
  2. Бывает, что выполнение условий госконтрактов приводит компании к убыткам (вспомним пример «Мостовика»).

Успешный опыт реализации данной стратегии имеется в фармацевтике.

Насколько велик потенциал этой стратегии до конца не ясно, поскольку власти еще до конца не определились с составом и размером преференций для российских компаний. Да и общий объем госзаказа в текущий период стал сокращаться.

Эта стратегия наиболее подходит компаниям из отраслей с большой долей госзаказа.

Партнерство в локализации

Очевидно, что девальвация рубля вкупе с пожеланиями российских властей являются серьезными стимулами к локализации производства для зарубежных производителей, экспортирующих продукцию в Россию. А это отличная возможность уже для отечественных компаний. Требуется вроде бы немного: соответствовать стандартным требованиям зарубежного партнера и не задирать цену.

Но пример из нашей практики показывает, что лишь считанные компании удовлетворяют этим требованиям (особенно в части опыта работы по международным техническим стандартам и наличия сертификации по трем ключевым системам ISO).

Наиболее интересна данная стратегия для прогрессивных отраслевых компаний.

Набирает популярность также такой вариант стратегии локализации импортной продукции как копирование «без спроса». Долгосрочной перспективы у нее нет, но ситуативно она может оказаться весьма эффективной.

Повышение уровня переработки

Данная стратегия подходит в основном для компаний, выпускающих не конечную продукцию, а сырье, детали и компоненты. Они реализуют проекты освоения продукции следующего передела, вытесняя тем самым импорт. Критичными для стратегии являются значительный объем импорта осваиваемой продукции и отсутствие крупных конкурентных проектов.

Успешный опыт реализации этой стратегии накоплен в лесоперерабатывающей, нефтехимической и пищевой отраслях, индустрии стройматериалов.

Из дистрибуторов в производители

Эта стратегия состоит в создании собственного или совместного производства дистрибутируемой зарубежной продукции в России. Для ее реализации важны наличие сложившейся клиентской базы и хорошее знание продукта.

Примеров реализации этой стратегии в России пока что немного, но у дистрибуторов-импортеров становится все больше причин о ней задуматься. Например, консультантами компании «АЛЬТ» совместно с заказчиком была разработана стратегия перехода от модели дистрибутора импортных товаров к модели производителя для компании «АкваАрт», крупного дистрибутора сантехники. Стратегия была успешно реализована.

Отметим, что не всегда нужно создавать свое производство, можно попробовать разместить заказы у специализированных российских производителей.

Данная стратегия наиболее интересна для сильных специализированных дистрибуторов.

Импортозамещение на рынке продовольствия

Выбор конкретной стратегии импортозамещения для вашей компании зависит от специфики отрасли и бизнеса, ключевых компетенций и позиции на рынке.

Но прежде всего вам нужно ответить на два главных вопроса: имеется ли достаточный объем импорта для замещения его вашей продукцией, и готовы ли вы инвестировать в такой проект (в освоение новой продукции, расширение производства и т.п.).

Сложная политическая обстановка в мире в последние годы привела к тому, что мы все чаще слышим такое слово, как импортозамещение. Это тот термин, который появился в нашей повседневной речи в связи определенным списком санкций, введенных против нашей страны США и Евросоюзом. Не будем обсуждать, насколько правомерны и эффективны были эти действия. Сегодня наша статья посвящена именно теме импортозамещения в России.

Значение термина

Согласно теории экономики, импортозамещение - это замена товаров импортного производства на услуги и товары отечественного производителя. Подобный процесс сопровождается появлением новых рабочих мест и притоком денежных средств, полученных от налогов, в казну государства.

История импортозамещения в России

Впервые в стране заговорили об импортозамещении в 1998 году. В связи с развалом СССР в стране были полностью разрушены связи между отраслевой базой и производством. До 1998 года Россия еще как-то справлялась с проблемами промышленности и пыталась поднять экономику на прежний уровень. Но обвал курса рубля привел к абсолютно неожиданным результатам. Импортозамещение в России в этот период привело к взлету экономики в связи отсутствием иностранных конкурентов и возросшему интересу потребителя к отечественным товарам.

В начале двадцать первого века импортозамещение - это уже активная поддержка государства, которую получали крупные компании, занимающиеся нанотехнологиями, машиностроением и атомной энергетикой. Подобная программа позволила максимально развить отрасли, а полученная в результате работы прибыль перенаправлялась в качестве поддержки на иные предприятия, лишенные до этого государственной помощи и субсидий.

Два года назад многие западные страны ввели ряд санкций против нашего государства, в ответ Россия объявила продовольственное эмбарго, что очень простимулировало сельское хозяйство. На данный момент программа импортозамещения показала себя наиболее эффективной именно в этой области. В прошлом году в страну был ввезен рекордный минимум еды иностранного производства. Можно сказать, что наше государство полностью обеспечивает себя всеми необходимыми продуктами питания. Это существенно ухудшило экономику стран, поддерживающих антироссийские санкции.

Программа по импортозамещению в России

Об импортозамещении в России думали давно, но введенные санкции заставили экономистов в сжатые сроки принимать меры по сохранению продовольственной независимости государства.

В итоге была создана программа импортозамещения, она включает в себя ряд мер вплоть до 2020 года. Возможно, в дальнейшем правительство предусмотрит продление данной программы и разработает ряд мер по внедрению своих идей в сельское хозяйство и промышленность.

Сама по себе программа не предполагает ряд мер и шагов, она только определяет направления и области импортозамещения в России. Целью данного процесса является создание в России конкурентноспособного производства, обеспечивающего все нужды страны и нацеленного на новые рынки сбыта. Также данная программа предполагает введение инновационных технологий и полную смену устаревших подходов к производственным процессам.

Программа ограничивает сроки и выделяет этапы реализации всех пунктов. Первый этап мы уже прошли, он длился с 2012 года до 2015-го. В данный момент импортозамещение - это новый виток программы, с 2016-го по 2020 год.

В тексте документа указана и цена данного процесса - десять триллионов рублей. Но конечный результат данной дорогостоящей деятельности выведет Россию на абсолютно новый уровень экономического развития.

Значение импортозамещения в России

Трудно переоценить значение политики государства в области замены импортных товаров на российские. Ведь импортозамещение - это не только новые рабочие места и независимость от иностранных поставщиков. В целом можно с уверенностью сказать, что благодаря импортозамещению в стране начался новый виток экономического развития. В первую очередь сельское хозяйство обеспечивает своего потребителя продуктами высокого качества, соответствующими стандартам качества. Но подобный рост требует параллельного развития многих сопутствующих отраслей, что, в свою очередь, стимулирует промышленность и малый бизнес. В итоге население получает новые рабочие места, а промышленники - инновационные технологии, дающие большие возможности для дальнейшего построения бизнеса.

Стратегия импортозамещения

В условиях импортозамещения существует несколько стратегий, позволяющих воплотить в реальность все пункты программы правительства. Вообще, аналитики выделяют две основные категории:

  • базовая;
  • специфическая.

В базовую стратегию входит несколько пунктов:

  • лидерство по цене - предприятия должны создавать продукты и предоставлять услуги, которые могут успешно конкурировать по цене и привлекать потребителя, ищущего товары в низкой ценовой категории;
  • работа по госзаказу - подобная стратегия подходит для крупных компаний, которые имеют все предпосылки для участия в тендере на производство определенных товаров;
  • сотрудничество с зарубежными партнерами - успешное сотрудничество с иностранными компаниями в определенных областях способствует росту производственных мощностей и быстрому внедрению инноваций.

Специфические стратегии импортозамещения не всегда подходят мелким компаниям и требуют широкой клиентской базы и умения работать в постоянно меняющихся условиях.

В каких областях импортозамещение является наиболее важным?

В первую очередь для российской экономики импортозамещение - это исполнение программы по наполнению рынка продуктами отечественного производства. Поэтому важность этой отрасли стоит у правительства на первом месте. Не менее важными являются области машиностроения и информационных технологий. На данный момент программа по импортозамещению в этих областях выполняется весьма успешно и обещает хорошие показатели экономического роста в ближайшие годы. Давайте рассмотрим каждую отрасль более подробно.

Сельское хозяйство

Не будем повторять, насколько импортозамещение в этой области приоритетно для государства. К концу программы Россия должна обеспечивать себя основными продуктами питания на 90 %. В качестве дополнения она должна наладить экспорт многих продуктов на зарубежные рынки.

В список основных продуктов входит:

  • соль;
  • сахар;
  • рыба;
  • зерно;
  • картофель;
  • молочная продукция;
  • мясная продукция.

Несмотря на то, что государство принимает комплекс мер по поддержке фермерского хозяйства, проблем в этой области великое множество. Конечно, программа по импортозамещению действует, но все же этапы ее реализации в сельском хозяйстве выглядят слегка размытыми.

Машиностроение

В данной области импортозамещение началось еще более десяти лет назад. Правительство активно поддерживало отечественные автомобильные концерны, что привело к мощному потоку инвестиций в отрасль со стороны зарубежных партнеров. Политика импортозамещения уже дала свои плоды - постоянно расширяются производственные мощности, благодаря инвестициям открываются новые заводы, вводятся инновационные методики работы. К тому же производителю стало выгодно вкладываться в научные разработки и изыскания.

Информационные технологии

Эта область самая сложная для импортозамещения в России. Мы существенно отстаем от западных компаний в вопросах разработок своего собственного программного обеспечения. Более 90 % всего нашего оборудования работает на платформе зарубежных разработок. Даже российские банки обслуживаются иностранной платежной системой. Некоторые аналитики утверждают, что в ближайшие годы у российских информационных компаний не появится возможность заполучить существенную долю рынка. Но в планах государства подобный пункт все же имеется.

Стоит отметить, что ранее не ставилось столь масштабных задач перед российским производителем. Ведь оборонная промышленность России полностью обеспечивает себя программным обеспечением, которое имеет высокий уровень качества и выгодно отличается от иностранных аналогов.

Программа импортозамещения в области информационных технологий поставила перед отечественными компаниями ряд задач, решение которых и будет являться выполнением всех пунктов данной программы.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что в России импортозамещение - это уже запущенный процесс, который принес ряд плодов, независимо от оценки экспертов. Будем надеяться, что экономисты и аналитики не ошиблись в своих прогнозах, и деятельность по насыщению российского рынка отечественными товарами увенчается ошеломительным успехом.

1

В статье рассматриваются проблемы формирования импортозамещающей стратегии. Уточнены понятия «импортозамещение», «импортозамещающий элемент». Проведен анализ динамики валового внутреннего продукта и экспортно-импортных операций. Подчеркивается особая роль конкурентоспособности национальных отраслей и в дальнейшем влияние экспорта национальных товаров на мировой рынок в процессе перехода страны на инновационный путь развития. Обоснованы возможность и необходимость использования передовых производственных технологий в промышленности РФ. Выявлено, что реализация импортозамещающей стратегии промышленных предприятий возможна как с акцентом на инвестиционный спрос, так и с акцентом на стимулирование потребительского спроса. Предложены различные варианты импортозамещающей стратегии. Приведена система классификационных признаков альтернативных стратегий импортозамещения, предложена система факторов выбора стратегического направления импортозамещения промышленными предприятиями. Статья выполнена по гранту № 1.87.14 «Теоретико-методологические основы разработки и реализации кластерной политики на региональном уровне и научно-методическое обоснование инструментария прогрессивных структурных преобразований региональных социально-экономических систем».

импортозамещение

стратегия импортозамещения

факторы импортозамещения

1. Аронов И.З. Краткий обзор мер технического регулирования в рамках политики импортозамещения // Стандарты и качество. – 2015. – № 1. – С. 28–33. – Библиогр.: с. 33–34.

2. Березинская О.Б. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. – 2015. – № 1. – С. 103–115.

3. БРИКС. Совместная статистическая публикация. 2015; Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР (табл. 14.2.2.1) / Росстат. – M.: ИИЦ «Статистика России», 2015. – 235 с..

4. Вертакова Ю.В. Дмитриев Д.С. Оценка экономической устойчивости промышленного предприятия: комплексный подход // Вестник Федерального государственного учреждения Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ: Научно-практический журнал. № 5. – М., 2010. – С. 75–83.

5. Грищенко И.Н. Ершов А.Ю. Туманов А.А. Количественная оценка экономических рисков импортозамещения в региональной экономике // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции / Юго-Зап. гос. ун-т, ЗАО «Университетская книга». – Курск, 2015. – С. 50–54.

6. Ершов А.Ю. Говядова М.А. Роль импортозамещения в международном разделении труда. Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции / Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга». – Курск, 2015. – 344 с. – С. 61–65.

7. Ершова, И.Г. Стратегическая взаимосвязь развития экономики и качества образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2010. – № 13. – С. 56–64.

8. Зайцев Д.Н. Экономика промышленного предприятия – М.: Инфра-М, 2004. – 438 с.

9. Кадочников П., Синельников-Мурылев С., Четвериков С. Импортозамещение в Российской Федерации в 1998–2002 гг. – М.: ИЭПП. 2003. – № 62. – С. 24–29.

10. Орленко Л. Необходимые условия новой индустриализации и импортозамещения // Экономист. – 2015. – № 4. – С. 29–35.

Политика импортозамещения всецело связана с созданием благоприятной среды для роста отечественной промышленности. Сторонники данной концепции утверждают, что устойчивое экономическое развитие государства возможно лишь на базе всемерного увеличения уровня промышленного самообеспечения, увеличения объемов выпуска собственной продукции. Ставка на самообеспеченность порождается нестабильностью процессов, происходящих в мировой экономике, настороженным отношением к иностранному капиталу. Все это диктует необходимость повышенного внимания к государственному сектору в промышленности, жесткой регламентации участия иностранного капитала в индустриализации. Курс на замену импорта промышленных изделий местным производством сопровождается защитой национальной промышленности от воздействия мирового рынка.

Промышленное импортозамещение провозглашалось в качестве одной из целей экономического развития в теоретических моделях, разработанных такими представителями неокейнсианской школы, как X. Ченери, М. Бруно, А. Страуг, Н. Картер. Предложенная ими в 60-70-е годы XX века модель экономического роста с двумя дефицитами трактовала экономическое развитие как постепенное вытеснение внешних источников финансирования внутренними, как замену импортных товаров отечественными. Ликвидация дефицита сбережений и торгового дефицита в данной модели связывалась с привлечением внешних заимствований, в то время как внутренние ресурсы страны в расчет не принимались. Большинство российских ученых также не видят альтернативы индустриальному импортозамещению применительно к перспективам роста национальной экономики .

В экономической литературе можно встретить различное толкование понятия «импортозамещение». П.А. Кадочников под процессом импортозамещения понимает «увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных товаров (в физическом выражении)» . По мнению Д.Н. Зайцева, «под импортозамещением можно понимать относительное уменьшение или прекращение ввоза в страну определенного товара в связи с организацией производства того же или аналогичного товара на месте» .

С нашей точки зрения, под импортозамещением следует понимать, прежде всего, увеличение производства отечественной продукции при снижении потребления импортных товаров (только для товаров, по которым такое замещение возможно и экономически целесообразно). Следовательно, импортозамещающая продукция - это продукция отечественных товаропроизводителей, вытесняющая с рынка импортный аналог в силу своих более привлекательных потребительских свойств.

В случае реализации импортозамещения на стадии производства продукции возникает понятие «импортозамещаемый элемент». Под импортозамещаемым элементом понимается часть изделия либо услуга импортного производства, которые можно заменить отечественным аналогом. Соответственно импортозамещающим элементом и выступает такой отечественный аналог.

В качестве импортозамещаемых элементов могут выступать сырье, материалы, комплектующие, оборудование, нематериальные активы, технологии, сертификация, услуги сторонних организаций, к которым предприятие прибегает в процессе проектирования и производства продукции (консалтинг, инжиниринг, маркетинговые исследования) .

Конечной целью импортозамещения как фактора интеграции России в сегменты глобального рынка является рост конкурентоспособности национальных отраслей и в дальнейшем экспорт национальных товаров на мировой рынок .

В странах, успешно реализовавших политику импортозамещения, она не рассматривалась в качестве долгосрочной экономической стратегии. Она была необходима для защиты отечественных производителей и обеспечения экономической независимости. Однако и мировой опыт, и результаты исследований подтверждают, что в условиях современной открытой экономики импортозамещение как самоцель непродуктивно, более того, недопустимо осуществлять политику экономической изоляции. Задача импортозамещающей политики - сформировать систему стимулов для поддержки национального производства импортозамещающей продукции, конкурентоспособной на внешних рынках, одновременно способствуя ее экспорту .

Нами проведен анализ экономического развития стран БРИКС, который позволяет сделать ряд выводов (табл. 1). В Бразилии темпы прироста ВВП относительно невысоки и близки к показателям ЮАР. Это свидетельствует о том, что, несмотря на серьезные финансовые проблемы, в этих странах удалось создать не только конкурентоспособные на внешнем рынке экономические модели, но и емкий внутренний рынок. Китай больше тяготеет к открытой модели экономики с высокой долей импорта и экспорта в ВВП, что объясняется его географической близостью к России и размещением в стране многочисленных филиалов и дочерних компаний как российских, так и американских промышленных предприятий, успешно кооперирующихся с местными производителями.

Таблица 1

Динамика ВВП и соотношение экспорта и импорта в странах БРИКС в 2012-2014 гг.

Темпы прироста ВВП, в % к предыд. году

ВВП на душу населения, долл. США

Соотношение экспорта и импорта товаров, %

Бразилия

Примечания: 1 2014 год - предварительная оценка Национального Бюро статистики КНР.

Источник: .

В Индии показатели соотношения экспорта и импорта товаров несколько ниже и в целом отстают от показателей стран БРИКС. В России достаточно высокий уровень ВВП на душу населения, в соотношении экспорта и импорта преобладают экспортные операции. Таким образом, показатели стран БРИКС отличаются неоднородностью и гораздо большей зависимостью от импорта.

За последние десятилетия стали заметными различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой деятельности России. Подобные тенденции привели к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуре внешнеторгового оборота России.

На протяжении первых четырнадцати лет нового тысячелетия Российская Федерация неизменно сводила свой внешнеторговый баланс с положительным сальдо. Это относится и к балансу экспортно-импортных операций России с зарубежными странами. В целом динамика и географическая структура внешней торговли России выглядит следующим образом (табл. 2).

Неплохими с 2000 г. были темпы роста объемов внешнеторгового оборота Российской Федерации с Германией, причем в 2014 году экспорт в эту страну превысил импорт. Китай в 2014 г. импортировал в Россию продукции в 1,5 раза больше, чем экспортирует Россия. Оборот импорта из США вырос с 2000 года в 9 раз, а экспорт России в США всего в 2 раза. Таким образом, расширение сотрудничества с зарубежными странами является одним из приоритетных направлений внешнеторговых и внешнеэкономических связей России, которые установлены на трех уровнях: СНГ, ближнее зарубежье, дальнее зарубежье. На долю стран СНГ приходится около 1/4 всего объема внешнеторгового оборота России.

Потенциал российской экономики по формированию импортозамещающей промышленной политики достаточно высок.

Таблица 2

Динамика внешней торговли РФ в 2000-2014 гг. (млн долл. США)

Импорт из стран - основных торговых партнеров

1. Германия

2. Нидерланды

7. Франция

9. Бразилия

Экспорт в страны - основные торговые партнеры

1. Германия

2. Нидерланды

7. Франция

9. Бразилия

Источник : .

Одним из актуальных направлений импортозамещающей промышленной политики является снижение технологической зависимости от зарубежных поставщиков. И хотя на некоторых предприятиях промышленности удается создать конкурентоспособные на внутреннем рынке технологии, в целом динамика создания и использования передовых производственных технологий не позволяет надеяться на скорые результаты. Технологический обмен в России замедляется, при этом снижается количество используемых передовых производственных технологий в обрабатывающей промышленности. Количество разработанных производственных технологий растет, однако в большинстве случаев это технологии, новые для России, но не позволяющие обеспечить конкурентоспособность на внешних рынках .

Объективно способствуют реализации импортозамещающей промышленной политики следующие факторы:

Позитивная устойчивая динамика производительности труда;

Финансовая устойчивость страны, которая позволяет при реализации целенаправленной промышленной политики стимулировать внутренний спрос на продукцию отечественных производителей и экспорт конкурентоспособной промышленной продукции в течение длительного периода;

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры, прежде всего тенденция к снижению цен на энергоресурсы, что стимулирует как импортозамещение, так и замену экспорта продукции низкого уровня переработки продукцией более высокого уровня переработки с повышением доли добавленной стоимости и уровня технологичности;

Участие России в европейских и мировых «технологических платформах», ее вовлеченность в глобальные процессы технологического обмена, что позволяет, если не создавать новые передовые производственные технологии, то эффективно копировать уже существующие.

Факторы выбора того или иного стратегического направления развития импортозамещения на разных предприятиях и отраслях различны, однако их можно подразделить на две группы. К внешним неконтролируемым факторам относятся рыночные факторы (уровень спроса на внутренних и внешних рынках, конкуренция в отрасли), система государственного регулирования экспортно-импортных операций (уровень защищенности внутренних рынков, уровень стимулирования экспорта). К внутренним факторам, которые предприятие может контролировать, относятся ресурсы предприятия (инвестиционные ресурсы, производственные мощности, технологии, наличие квалифицированных кадров), система менеджмента предприятия (миссия компании, система стратегических целей и задач, система менеджмента качества).

Резервом повышения эффективности деятельности предприятия на стадии производства является импортозамещение отдельных или нескольких элементов изделия.

На уровне предприятия импортозамещение может быть организовано по одному из двух направлений: переход на использование уже представленных на рынке отечественных аналогов, организация собственного производства импортозамещающих элементов.

Важнейшим условием, определяющим целесообразность импортозамещения, является возможность обеспечения соответствующего уровня качества отечественных аналогов и признание их на внешних рынках, особенно на рынках дальнего зарубежья. В то же время нельзя не отметить, что существуют различия и в самом восприятии уровня качества в географическом разрезе. То есть тот уровень качества, который является вполне приемлемым для внутреннего потребления и потребителей, например, из стран СНГ, не удовлетворяет запросам потребителей, например, из ЕС, США .

Эффективность импортозамещения на стадии производства определяется соотношением эффекта, полученного в результате экономии ресурсов в денежном выражении при использовании в производстве импортозамещающего элемента с учетом объемов производства в рамках временного интервала планирования (по сравнению с ресурсами, затрачиваемыми на приобретение импортных аналогов) и инвестиционных затрат на организацию его производства .

Необходимо отметить, что организация производства импортозамещающей продукции «с нуля» в сегодняшних экономических условиях осложнена недостатком инвестиционных ресурсов, поэтому важнейшим направлением развития импортозамещения может и должно стать размещение производства импортозамещающей продукции на базе уже существующих предприятий.

Реализация импортозамещающей стратегии промышленных предприятий возможна по двум основным направлениям: с акцентом на инвестиционный спрос и с акцентом на стимулирование потребительского спроса.

Применительно к российским промышленным предприятиям можно предложить три варианта импортозамещающей стратегии: стратегия внутриориентированного импортозамещения, стратегия внешнеориентированного импортозамещения, стратегия смешанного импортозамещения. Определение стратегического направления развития импортозамещения и определение мероприятий, реализация которых необходима для достижения стратегических целей, сводится к определению классификационных признаков импортозамещающей продукции и целевых рынков, куда будет направлена импортозамещающая продукция (рисунок).

Система классификационных признаков альтернативных стратегий импортозамещения

Таким образом, базовыми принципами реализации импортозамещающей промышленной политики в России являются:

Реиндустриализация, повышение доли промышленности в ВВП и передовых с технологической точки зрения производств в структуре промышленности;

Стимулирование внутреннего спроса на продукцию промышленных предприятий, в том числе через «дотирование» цен и систему государственного заказа;

Длительный характер проводимых мероприятий, позволяющий привлечь долгосрочные инвестиции;

Сохранение высокой степени открытости экономики. Развитие кооперации с зарубежными партнерами в областях технологического обмена, научного сотрудничества и создания передовых производственных технологий. Следует помнить, что создание искусственных ограничений на импорт и экспорт технологий приводит к снижению эффективности деятельности и конкурентоспособности продукции;

Государственная поддержка экспорта конкурентоспособной промышленной продукции.

Можно сделать вывод, что импортозамещающая промышленная политика служит инструментом повышения конкурентоспособности отечественной экономики и обеспечения экономической безопасности страны.

Рецензенты:

Шатохин М.В., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и финансы», Курский филиал, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Курск;

Вертакова Ю.В., д.э.н., профессор кафедры региональной экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.

Библиографическая ссылка

Ершов А.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 8-2. – С. 374-379;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38904 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Главной целью импортозамещения является создание той среды для национальной промышленности, в которой будет наблюдаться больший ее рост.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, при формировании политики импортозамещения в рамках перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста в качестве целеполагающих были определены следующие направленияГусаков Н.П., Андронова И.В. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 46. С. 8.:

Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства;

Рост (в том числе путем импортозамещения) среднетехнологичного производства - пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно-ориентированных химической промышленности и цветной металлургии;

Развитие двойных технологий, технологическое обновление массовых секторов экономики (автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение), играющих решающую роль в повышении среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения;

Интенсивные процессы импортозамещения в пищевой промышленности, производстве бытовой техники и автомобилестроении.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, наряду с тремя основными приоритетами национальной безопасности (национальная оборона, государственная безопасность, общественная безопасность), выделяются пять приоритетов устойчивого развития:

Повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения;

Экономический рост, прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

Наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

Экология живых систем и рациональное природопользование за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

В данном стратегическом документе импортозамещение напрямую указано только в привязке к разработке концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками прежде всего в сфере продовольственной безопасности (п. 50 «за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания») и в финансовой сфере (п. 63 «проведение активной государственной антиинфляционной валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики»).

Тем не менее представляется, что данный институт импортозамещения имеет прямое отношение ко всем заявленным стратегическим приоритетам национальной безопасности.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Президент страны В.В. Путин заговорил о необходимости импортозамещения в мае 2014 г., выступая на ПМЭФ: «Считаю необходимым в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве». При этом президент отметил, что политика импортозамещения будет проводиться в соответствии с нормами ВТО и обязательствами России перед партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Основой для импортозамещения должны выступить внутренние источники роста.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Премьер-министр Д. Медведев назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики. Важно отметить, что речь идет не только о замещении производства уже имеющихся готовых продуктов.

По мнению экспертов, в случае масштабной непредвиденной ситуации (войны, международной изоляции и т. д.) Россия практически не сможет обеспечить себя стратегически необходимыми изделиями.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Импортозамещение как главный элемент промышленной политики позволит минимизировать негативный эффект от введенных санкций. Основными целями импортозамещения являются:

Обеспечение национальной и государственной безопасности РФ;

Достижение технологической независимости в критических областях;

Содействие формированию положительного сальдо торгового баланса;

Выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Политика импортозамещения может привести к важным изменениям в разных сферах, в частности:

Росту занятости населения и, как следствие, - к снижению безработицы и повышению уровня жизни;

Активизации научно-технического прогресса и росту уровня образования;

Укреплению экономической и военной безопасности страны;

Росту спроса на товары внутреннего производства;

Расширению производственных мощностей.

Импортозамещение товаров продукцией отечественного производителя на современном этапе показывает заметный рост и особенно актуально в сфере государственных закупок. Госзаказу в настоящее время придается первостепенное значение в качестве механизма, стимулирующего как макро-, так и микроэкономические процессы в современном государстве. Этот механизм в той или иной форме находит активное применение целым рядом стран, включая страны с высокими показателями экономики в качестве меры поддержки отечественного производителя. Наша страна не является исключением.

Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразность. От устойчивости внешнеторгового сальдо зависит стабильность ресурсного обеспечения экономики, а значит, и экономическая безопасность.

Заместитель Министра промышленности и торговли РФ С. Цыб подчеркнул: «…решая задачи импортозамещения в промышленности, мы не должны отрицать принципов международной экономической интеграции. Мы не отгораживаемся от мира, а максимально открыто и прозрачно ведем диалог с нашими иностранными партнерами. Развитие и поддержка отечественного производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций».

По словам В.В. Путина, особое внимание при разработке стратегии импортозамещения следует обратить на определение: целевых ориентиров импортозамещения; порядка отбора и мер стимулирования предприятий и организаций, участвующих в реализации планов; федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию этих планов.

Различные эксперты оптимистично оценивают действие программы импортозамещения. Так, Минпромторг считает, что в случае успешной реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. возможно снижение импортозависимости в разных отраслях промышленности с 70…90% до 50…60%, а в ряде отраслей - выход на более низкие показатели. Минпромторгом поставлена задача снижения (до 2020 г.) доли импорта по обрабатывающей промышленности в целом с 51 до 39%Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru..

Программа импортозамещения позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд. руб. ежегодно (начиная с 2015 г.), считает глава Минпромторга Д.В. Мантуров. По мнению специалистов Общероссийского народного фронта, в результате замещения импортных компонентов и материалов отечественными можно обеспечить экономический рост России в ближайшие 8 лет на 5…7% ежегодно. Экономисты предполагают, что при активизации процессов импортозамещения возможен рост промышленного производства в РФ на 10…15% и более в ближайшие 5…7 лет.

По расчетам рабочей группы Госсовета, объем замещения должен составить не менее 4 трлн. руб., сроки реализации - 2-3 года. За это время будет создано не меньше миллиона рабочих мест, а дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят порядка 500 млрд. руб. Как заявил губернатор Белгородской области и руководитель рабочей группы Госсовета Е. Савченко: «…реализовав программу импортозамещения, мы совершим экономический рывок, на который ранее потребовались бы многие годы».

Президент РФ В.В. Путин в числе приоритетных отраслей, в которых импортозамещение возможно в первую очередь, назвал производство программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, текстильную промышленность и производство продовольствия.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом в июне 2014 г., наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются:

Станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам более 90%),

Тяжелое машиностроение (60…80%),

Легкая промышленность (70…90%),

Электронная промышленность (80…90%),

Фармацевтическая, медицинская промышленность (70…80%),

Машиностроение для пищевой промышленности (60…80%) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru..

Как отмечает С. Цыб, импортозамещение в этих и других отраслях возможно только при наличии свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную современную продукцию по рыночным ценам: «В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания нового производства».

Особый акцент сделан на сфере оборонно-промышленного производства, где поставлена задача полного импортозамещения.

По словам другого заместителя Министра промышленности и торговли, Ю. Слюсаря, «…говоря об импортозамещении, мы имеем в виду тотальное импортозамещение исключительно в сфере ОПК. Поставлена задача полностью производить все, что связано с обороной и безопасностью, на территории России, и мы эту задачу, безусловно, выполним. Что касается гражданской продукции и технологий с двойным назначением, здесь мы говорим об импортозамещении с точки зрения увеличения доли российских предприятий на рынке».

Очевидно, что для достижения целей импортозамещения потребуются значительные усилия и инвестиции, изменения в работе множества предприятий и организаций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В статье обоснована необходимость реализации в России стратегии импортозамещения. Определены методические подходы к выбору вариантов реализации стратегии импортозамещения. Как наиболее перспективная в современных российских условиях представлена реализация стратегии экспортоориентированного импортозамещения.

Ключевые слова. Импортозамещение, импорт, экономические санкции, отечественное производство, модернизации промышленности, национальная безопасность, экономическая безопасность.

Tretyak V.V., Kruglova I.A., Sigova M.V.

THE METHODICAL APPROACHES TO THE REALIZATION OF IMPORT SUBSTITUTION IN RUSSIA

Abstract. In the article was grounded the necessity of realization of import substitution strategy in Russia. The methodical approaches to the selection of variants of the realization of import substitution in Russia were defined. The strategy of export-oriented import substitution was presented as the most promising under the modern Russian conditions.

Keywords. Import substitution, import, economic sanctions, domestic production, modernization of industry, national security, economic security.

В условиях резкого падения курса рубля, обусловившего снижение импортных поставок и их удорожание в декабре 2013 года, Россией был взят новый государственный курс на стратегию замещения импортных технологий и импортной продукции товарами и технологиями отечественного производства , о чем и было официально объявлено Правительством РФ в марте 2014 года. Уже в мае 2014 г. президент страны В. Путин, выступая на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, акцентировал внимание на необходимости анализа возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве. При этом президент отметил, что импортозамещение за счет модернизации промышленности и роста конкуренции поможет отечественным производителям вернуть собственный рынок, основой для импортозамещения должны выступить внутренние источники роста.

В свою очередь, премьер-министр Д. Медведев, подчеркивая значимость импортозамещения в различных отраслях экономики, назвал развитие импортозамещающих производств одним из приоритетных направлений политики, подчеркнув, что к 2017 г. 80% товаров, закупаемых государством

ГРНТИ 82.33.17

© Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В., 2016

Виктория Викторовна Третьяк - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).

Ирина Александровна Круглова - кандидат экономических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).

Мария Викторовна Сигова - доктор экономических наук, профессор, ректор Международного банковского института (г. Санкт-Петербург).

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

и госкомпаниями, должны быть именно отечественного производства. Точкой отчета активизации процесса импортозамещения в России можно считать указ президента В. Путина от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым вводились ответные действия России на иностранные санкции.

Согласно оценке Министерства промышленности и торговли России, импортозависимость российской экономики в некоторых отраслях промышленности составляет более 80%, что создает потенциальную угрозу для национальной безопасности страны. К примеру, доля импорта в станкостроении превышает 90%, тяжёлом машиностроении - 60-80%, лёгкой промышленности - 70-90%, радиоэлектронной промышленности - 80-90%, фармацевтике и медицинской промышленности - 70-80%. Сегодня, в результате попыток изоляции российской экономики от каналов международной торговли путем экономических и политических санкций со стороны западных партнеров, введения эмбарго и так называемых ответных санкций (самоэмбарго) возникла прямая угроза цепочки воспроизводства, торможения и фактически остановки экономики в целом ряде секторов, и, соответственно, угроза обеспечения национальной безопасности .

Исходя из этого, крайне высокая на сегодняшний день доля импорта в различных отраслях российской экономики является бесспорным аргументом для перехода России к стратегии импортозамещения. В качестве главного элемента государственной промышленной политики, импортозамещение направлено на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства и минимизацию, таким образом, негативного эффекта от введенных по отношению к России санкций со стороны иностранных партнеров . Противники перехода к стратегии импортозамещения в России в качестве довода утверждают, что создание замкнутой экономической системы с использованием преимущественно внутренних возможностей неизбежно принимает форму экономической автаркии.

Автаркия противоречит закономерностям развития мировой экономики, снижает ее эффективность, обусловливает последующую хозяйственную отсталость страны. На это можно возразить, что на данном этапе Россия оказалась в состоянии необходимости осуществления стратегии импортозамещения вынужденно, в силу внешних обстоятельств, обусловленных проведением в отношении нее экономической блокады и введением экономических санкций. И в данных обстоятельствах реализацию политики импортозамещения необходимо рассматривать как средство защиты от внешнего давления.

Однако, можно предположить, что те жесткие условия, в которых оказалась сегодня российская промышленность, пойдут на пользу ее развитию и превратят ее в устойчивую платформу национальной экономики. Это предположение аргументируется тем, что политика импортозамещения основывается на создании благоприятной среды для роста национальной промышленности, что предполагает активную государственную поддержку отечественного товаропроизводителя. Однако при этом реализация стратегии импортозамещения не должна приводить к нарушению принципов международной экономической интеграции.

Кроме того, импортозамещение является системообразующим фактором обеспечения национальной безопасности, поскольку способно обеспечить технологическую независимость в критических областях , содействовать формированию положительного сальдо торгового баланса, а также выращиванию национальных лидеров для завоевания глобального рынка. В этой связи, с точки зрения импортозамещения наиболее актуальной сегодня представляется продукция отраслей промышленности, попавших под действие экономических санкций, а также отраслей, являющихся приоритетными с точки зрения вопросов национальной безопасности - высокотехнологичной продукции станкостроения, продукции нефтегазового машиностроения.

Особое внимание при разработке стратегии импортозамещения следует обратить на выбор соответствующей модели. Учитывая сегодняшние российские реалии, а также анализируя существующий зарубежный опыт, возможно использование трех вариантов реализации стратегии импортозамещения: внутриориентированного, внешнеориентированного и смешанного (см. табл.). Стратегия внутриориентированного импортозамещения направлена на развитие импортозамещающих производств с целью освоения только внутреннего рынка. В этой ситуации предприятия замещают используемые импортные комплектующие отечественными аналогами и реализуют продукт на внутреннем рынке. К недостаткам данной системы следует отнести то, что применение внутриориентированного импортозамещения может привести к стагнации инновационной деятельности на уровне предприятий, а также к отставанию национальной экономики в сфере технологического и научно-технического сотрудничества.

Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В.

Применение модели внутриориентированного импортозамещения стало определяющей стадией развития так называемых новых индустриальных стран (НИС) Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили, Парагвай, Уругвай). Внутриориентированная стратегия импортозамещения сыграла стимулирующую роль в создании диверсифицированной национальной экономики с расширением производства важнейших товаров собственными силами. В целях защиты своей экономики от экспансии со стороны Северной Америки в 50-60-е гг. ХХ в. страны Латинской Америки предприняли ряд мер по снижению цен на продукцию отечественного производства, а удержанные таким образом внутри государства средства направили на модернизацию промышленности .

Варианты реализации стратегии импортозамещения

Вариант стратегии импортозамещения Содержание стратегии Преимущества

Стратегия внутриориентированного импортозамещения Развитие импортозамещающих производств с целью освоения только внутреннего рынка В этой ситуации предприятия замещают используемые импортные комплектующие отечественными аналогами и реализуют продукт на внутреннем рынке

Стратегия внешнеориентированного импортозамещения Продвижение отечественных изделий на мировой рынок и замещение импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях Реализация этой стратегии подстегивает предприятия к реализации НИОКР в соответствии с требованиями зарубежных рынков, что в конечном счете должно привести к росту конкурентоспособности отечественных отраслей на внутреннем рынке с последующим выходом на внешний рынок

Стратегия смешанного импортозамещения Осуществление импортозамещающей деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынках в различных соотношениях Возможность рационального распределения объемов ресурсов, необходимых для реализации импортозамещения по внутреннему и внешнему направлениям, возможность снижения себестоимости как экспортируемых изделий, так и изделий, ориентированных на реализацию на внутреннем рынке

Стратегия внутриориентированного импортозамещения проводилась в основном на первом этапе индустриализации развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки и заключалась в постепенном отказе от импорта промышленных изделий и в обеспечении внутреннего рынка собственной продукцией. Сначала такое импортозамещение осуществлялось в производстве потребительских товаров, затем оно охватило и продукцию тяжелой промышленности. Однако подобное импортозамещающее развитие в целом оказалось недостаточно эффективным. Так, страны Латинской Америки, реализовывавшие в свое время стратегию внутриориентированного импортозамещения, в итоге столкнулись с общим ухудшением экономической ситуации, вылившимся в раскрутку инфляции, снижением объемов сбережений и как следствие - сокращением инвестиционной активности, дефицитом платежного баланса и обострением проблем международной валютной ликвидности.

Эти страны так и не смогли осуществить структурную перестройку своей экономики и вывести даже на отечественные рынки (не говоря уже о зарубежных) достаточное количество товаров местного производства. Предприятия, всецело полагавшиеся на меры правительственной поддержки, не стали конкурентоспособными, а национальные правительства, поощрявшие протекционизм, взрастили целые отрасли, основанные не на реальной конкурентоспособности, а на административном ресурсе. Полученная прибыль направлялась такими предприятиями не на развитие производства и модернизацию, а на лоббирование своих интересов через государство в целях сохранения status quo. В итоге бюджетная политика этих стран оказалась неэффективной, а импортозамещение привело не к росту, а к снижению конкурентоспособности национальных производств .

Сама по себе стратегия внутриориентированного импортозамещения - это стратегия догоняющего развития, предполагающая переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. А это невозможно без открытой экономики, стимулирования технологической модернизации, повышения производительности труда, эффективности и создания конкурентоспособной продукции .

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Как альтернативный вариант данной стратегии многие страны стали использовать стратегию внешнеориентированного импортозамещения, в основу которой было положено продвижение отечественных изделий на мировой рынок; предполагалось замещение импортных комплектующих и деталей в экспортных изделиях. Реализация этой стратегии подстегивает предприятия к реализации НИОКР в соответствии с требованиями зарубежных рынков, что в конечном счете должно привести к росту конкурентоспособности отечественных отраслей на внутреннем рынке с последующим выходом на внешний рынок. Задачей эффективной реализации стратегии внешнеориентированного импортозамещения является выявление резервов национальной экономики для формирования факторов, оказывающих поддержку прежде недостаточно развитым перспективным отраслям.

Страны Западной Европы и США впервые воспользовались стратегией внешнеориентированного импортозамещения в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Однако наибольшее развитие данная стратегия получила в середине XX в. в развивающихся странах, прежде всего в новых индустриальных странах Азии (Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Филиппины). При этом государства Восточной Азии демонстрировали тенденцию более быстрого экономического роста по сравнению с промышленно развитыми странами в полном соответствии с предсказаниями теории конвергенции .

При условии выбора стратегии смешанного импортозамещения предприятие осуществляет импортозамещающую деятельность как на внутреннем, так и на внешнем рынках в различных соотношениях, что позволяет рационально распределить ресурсы, необходимые для импортозамещения . Однако, необходимость реализации НИОКР и инноваций в соответствии с требованиями зарубежных рынков в долгосрочной перспективе требует постоянного вложения значительных ресурсов. Примером реализации стратегии смешанного импортозамещения является экономика Индии. Определенные черты данной стратегии характерны также для экономики Египта.

Рис. Структура и логика построения стратегии импортозамещения

Третьяк В.В., Круглова И.А., Сигова М.В.

Наиболее перспективной в современных российских условиях видится реализации стратегии внешнеориентированного импортозамещения. России необходима научно обоснованная национальная программа импортозамещения, включающая три направления . Первое направление связано с замещением тех групп импортируемых продуктов, аналоги которых на сегодняшний день производятся в РФ в недостаточном количестве. Для этого нужна модернизация существующих производств, направленная на увеличение объема выпуска продукции. Второе направление охватывает товары, которые в нашей стране пока не производятся, но их выпуск можно освоить в сжатые сроки. На этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств.

Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары относятся к так называемому критическому импорту, и главная задача - сократить потребление товаров такой группы, изучить и применять возможности непрямого замещения. Структура и логика построения стратегии импортозамещения представлены на рисунке.

Важно отметить, что в условиях длительной экономической изоляции импортозамещение неизбежно ведет к консервации отставания и политике догоняющего развития. Конечным ориентиром всех импортозамещающих мер должно стать развитие конкурентоспособности приоритетных секторов и последующий экспорт продукции на внешние рынки, т.е. экспортоориентированное (конкурентное) импортозамещение. При этом принципиальную важность приобретает определение приоритетов экспортоориентированного импортозамещения и концентрация финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях.

Успех реализации стратегии экспортоориентированного импортозамещения лежит в плоскости целенаправленных совместных действий бизнеса и власти по встраиванию отечественных производителей товаров и услуг в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Особый акцент при этом должен быть сделан на опору на частную инициативу, активно поддерживаемую государством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боднарь Д. Ориентация на экспорт как средство повышения конкурентоспособности отечественной электроники // Электронные компоненты. 2015. № 4. С. 6-12.

2. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. 171 с.

3. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2014. № 27. С. 7-19.

4. Колотырин Е.А. Роль импортозамещения в современной экономической стратегии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 3 (57). С. 9-13.

5. Костин К.Б. Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 32-43.

6. Круглова И.А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений // Ученые записки Международного банковского института. 2015. № 11 (2). С. 155.

7. Кругман П.Р., ОбстфельдМ. Международная экономика: теория и политика. СПб.: Питер, 2003. 832 с.

8. Миронова О.А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России // Международный научноисследовательский журнал. 2015. № 7 (38). С. 84-87.

9. Пролубников А.В., Плотников А.В. Направления трансформации государственной экономической и промышленной политики в условиях экономических санкций и развития процессов импортозамещения // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 2 (24). С. 45-50.

10. Федосеева Г.А. Сущность и развитие теории импортозамещения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 144-148.

mob_info