Налог на прибыль в году косгу. Косгу: аренда, ндс, налог на прибыль. Пример расчета налога на прибыль бюджетной организации

На конец года в ф.769 отражена кредиторская задолженность по счету 130 2 20531 раздел доходы. Учредитель говорит что счет 30305 не может быть отражен с КДБ 130, что счет 30305 не увязан со 130, должно быть КВР 852 и в ф.769 встанет в Расходы. Мы платим налог с расчетного счета, если бы мы платили с лицевого счета у нас по 130 оплата не прошла, а прошла по КВР, а не в уменьшение дохода. Разъясните ситуацию.

Ответ

Отражайте налог на прибыль на счете 303.03.

Код 852 к этому счету применяют только казенные учреждения и органы власти. Автономные учреждения применяют к этому счету доходный код 130 или 180.

Об этом прямо сказано в указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Как отразить в бухучете начисление и уплату налога на прибыль

Бухучет начисленных и уплаченных сумм налога на прибыль (авансовых платежей) организуйте на счете 303.03 «Расчеты по налогу на прибыль организаций» (п. 263 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Аналитический учет по счету ведите в многографной карточке (ф. 0504054) или в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 264-265 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений: КВР и КОСГУ

Налог на прибыль уплачивайте по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов».

Для справки: в бухучете и отчетности расходы на уплату налога на прибыль должны пройти по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». То есть отражать их нужно на счете, который увязан с этим кодом: 401.20.290 , 304.05.290 .

Об этом сказано в разделах III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Проводки

Такой порядок установлен пунктами 104, 111 Инструкции № 162н.

В учете автономных учреждений:

Начисление налога на прибыль и его уплату в бюджет отражайте проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Начислен налог на прибыль:
- с доходов от реализации нефинансовых активов; 2.401.10.172 2.303.03.000
- с доходов от аренды; 2.401.10.120
- с доходов от платных работ, услуг; 2.401.10.130
- с прочих доходов (например, с безвозмездных поступлений) 2.401.10.180
2. Уплачен налог на прибыль в бюджет 2.303.03.000 2.201.11.000
Уменьшение забалансового счета 17 (код аналитики 130 или 180)
Счет 2.201.21.000 применяйте, если учреждение обслуживается в банке.

Такой порядок установлен пунктами 159, 179 Инструкции № 183н.

Обратите внимание! Налог на прибыль всегда перечисляйте в бюджет в уменьшение доходов по статьям КОСГУ 130 или 180. Какую из этих статей использовать, вы установите в учетной политике. При этом не имеет значения объект налогообложения. Всегда применяйте одну статью независимо от вида дохода - торговля, аренда, возмещение ущерба и т. п. Об этом сказано в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н. Это требование относится к платежам, а не к начислениям. Поэтому начисляйте налог в бухучете по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивайте по единому коду КОСГУ. Например, по 130-му. Конечно, чтобы не было путаницы, логично начислять и уплачивать налог по единому коду КОСГУ. Но так как официальных разъяснений по этому вопросу нет, порядок начисления налога на прибыль согласуйте с учредителем и закрепите в учетной политике.

Амортизация нематериальных активов Суммы снижения стоимости нематериальных активов в результате амортизации. – – 422 Обесценение нематериальных активов Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте нематериальных активов, в результате его обесценения. 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов 430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов Доходы от реализации непроизведенных активов.Операции по выбытию непроизведенных активов. – – 432 Обесценение непроизведенных активов Суммы снижения экономических выгод и полезного потенциала, заключенных в объекте непроизведенных активов, не связанного с изменением справедливой стоимости в ходе их нормального использования, в результате обесценения.

Операции плательщиков (автономных и бюджетных учреждений) по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с учетной политикой. Поступления бюджетных, автономных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным расходам (в т.ч.
контрактам или иным договорам, расторгнутым в связи с нарушением исполнителем условий контракта или иного договора) отражаются по статье 510 »

Поступления на счета бюджетов». Это согласуется с действующими положениями инструкций, согласно которым возврат дебиторской задолженности по расходам прошлых лет не является восстановлением кассовых расходов текущего финансового года. Дополнено описание статей 560, 660 «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности».

Квр и косгу в 2018 году для бюджетных учреждений

Скачать Классификация КОСГУ представляет собой следующие группировки:

  • 100 - доходы;
  • 200 - расходы;
  • 300 - поступление нефинансовых активов (НА);
  • 400 - выбытие НА;
  • 500 - поступление финансовых активов (ФА);
  • 600 - выбытие ФА;
  • 700 - увеличение обязательств;
  • 800 - уменьшение обязательств.

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялся КОСГУ, с 2015 года в части затрат данный код заменен на код видов расходов. Очень часто возникает вопрос: КВР, что это в бюджете? Это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета, и включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.


Практически каждый бухгалтер пытается самостоятельно разобраться, что такое КВР в бюджете, расшифровка которого закодирована тремя числами с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов.

Изменения и новые косгу и квр в 2018 году

Доходы от собственности 120 Доходы от собственности 121 Доходы от операционной аренды Доходы от арендных платежей (кроме условных арендных платежей), которые возникают при предоставлении имущества по договорам операционной аренды. Исключение – арендные платежи при предоставлении земель.
122 Доходы от финансовой аренды Доходы от неоперационной (финансовой) аренды (кроме условных арендных платежей):

  • по договору, предусматривающему предоставление арендодателем рассрочки по оплате арендных платежей;
  • по договорам лизинга.

123 Платежи при пользовании природными ресурсами Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами (в т.ч. водными объектами, лесами), арендных платежей при предоставлении участков недр в целях геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, земель, иные аналогичные платежи.

Изменения в указаниях № 65н. что следует знать бухгалтеру?

Убытки от обесценения активов Финансовый результат вследствие уменьшения стоимости активов от их обесценения, не связанного с амортизацией. 290 Прочие расходы 290 Прочие расходы 291 Налоги, пошлины и сборы Расходы по уплате налогов (включаемых в состав расходов), государственной пошлины и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней. 292 Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах Расходы по уплате штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов, сборов, страховых взносов. 293 Штрафы за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) Расходы по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках товаров, работ и услуг, а также уплате штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Что поменяется в косгу с 2019 года

Другие экономические санкции Расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292 – 294. 296 Иные расходы Расходы, не отнесенные к статьям 210 – 270 и подстатьям 291 – 295, в т.ч.:

  • выплата стипендий;
  • выплата физическим лицам (кроме производителей товаров, работ, услуг) государственных премий, грантов, денежных компенсаций, надбавок, иных выплат;
  • возмещение убытков и вреда;
  • приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для перепродажи;
  • представительские расходы, прием и обслуживание делегаций.

– 350 Увеличение стоимости права пользования активом Увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов.

Инфо

V Указаний № 65н исключен абзац, который устанавливал применение подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ при заключении договора на модернизацию единой функционирующей системы, не являющейся инвентарным объектом. Типичными примерами таких систем являются охранно-пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, телекоммуникационный узел связи и т.п.


Очевидно, изменения внесены потому, что СГС «Основные средства» предоставляет учреждению выбор способа учета таких систем. Следовательно, применение КОСГУ нельзя ограничивать только кодом 226 КОСГУ.


При направлении спортсменов, тренеров, студентов на различные мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия) расходы теперь следует относить на подстатью 296 «Иные расходы» КОСГУ.

Косгу налог на прибыль 2018 года для юридических лиц

  • сведений и документов из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.

134 Доходы от компенсации затрат Доходы от компенсации затрат, в т.ч.:

  • возмещение сумм государственной пошлины, ранее уплаченной при обращении в суд;
  • плата, взимаемая с персонала при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее;
  • возмещение расходов, направленных на покрытие процессуальных издержек;
  • возмещение расходов по совершению исполнительных действий судебными приставами.

135 Доходы по условным арендным платежам Доходы от возмещения затрат по содержанию имущества, находящегося в аренде в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, в т.ч.
D▐$█╢х8Я╡|ЎDgє :└’Л=R1М╫Fioг∙вo╢Zт┬вLQ╟\┴g∙?Щхр 4uю┘┌Т╒zя┴S°Яu▄хAХ╜c’ЦbcлДн?xOя╔~#├ТHич┐ЄГи\t№WЧ¤?Ў╦u=r]вЭўщє═УL█BPUаЛ;тO:,KлP╗f5Э ╣Э’3■└▌Ю$Ы╒║ ■WїC·┴nЬ(uс┐═И╦пўQ╤Э∙P»а╛░Д»ho ╛e╠ ╛~\’К№┐]{,G╕г╛╙6ФА¤*·┐╤_yьЦ╙se%╬tуEи╧ 0╠Н x»у╣╩ !V╪Е{ўЯ@╙╨Щ^Hэb;%;бA▒╫╒╢иbQ=гj¤ЩF(ЩЧл┼Щ)т▀ЗЪЯЩ`ы¤9╓╜ щЖ~5?Ш»▐╞QWгх’yЮш’Ч/ЛLHии▒Т;я;тm9}╖Ж fw╝шh=ТШWф?ЕЯ■┐л┌ тQнAкКvтW+Й╜ ~ь╕b╓u I■╦ед°Г%ъj╖├ шёЯ╤)ъ¤═▌┘NIЁwWoМ\L`l╩┴№$°cр+/4▌╚З┐УМ°daЩ│|w#JqЙ┼Ё/ЄН° z с─`°п^P╫@/╒п╧ээЩЄ}Е Y▌┬хЙ;┘n╒Н V’_╢ё»╔%Г?л! г@▐о~ПSyp|■%n┤о,■ЙЩ├┐╟wч8 МД▒в%┬_мu`▒ЯH№■\Z¤Q&|D}cщ╖└Ш»6WпСэ╠╬╢ ьi!■cА ╘а /╛3L■Kў?г(╓И▀O╬`;█ё&╢u ╒ШНQ╦═Uр?ш▄6Йэу▌I5К ╘└]╘ N°ЫGе%ВвГгY+╤cT1╟x{■╦═╓╙Э╩ё┐Йт┴Ss $Ў?ЧА Ч(a^а^J uP%┼Вo(ч ░Сi_oP1я9─╞5їь’ЁOqЛad╘З┐ЪАoру·_7згОз┌tЦт М╙zрСЎ┌ л·Эj№k╕i ┼зWЁ? дЁ┐ърx╢■║тqЁ╣╜ 4ЇаN-▓#5■3м▀NqPS’°Пчu╩ифHaЖэФFи№ ┬_ої╚Ё┐p»М│╠Ю_b;О,6■#L∙jЙ¤Ь./Знc4R░╘»Zфz■wЬ^Mа=└ЯэеюГ▐C╞▄∙~ЇYgVш$Пм│]?Yf3Ь2єьВsБ`P▐╒°ўi}┘Б4M_А /╨╒Z╦WwРИєХт ШЭFЯ┴Y п#+mW№gЎЄР.

Внимание

V «Классификация сектора государственного управления» Указаний № 65н. Они связаны, прежде всего, с вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов».


Для целей ведения бюджетного учета администраторами доходов бюджетов, ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями отдельные статьи КОСГУ детализированы подстатьями. Сопоставительная таблица кодов КОСГУ на 2018 г. (в ред.
приказа Минфина России от 27.12.2017 № 255н) и применявшихся в 2017 г. приведена ниже.

Согласно действующим Указаниям о порядке применения бюджетной классификации учреждениям предоставлено право выбора - отражать операции по уплате НДС и налога на прибыль по статье 130 или 180 КОСГУ. Данное новшество призвано облегчить работу бухгалтеров, однако у некоторых из них головной боли только прибавилось. Что делать, если единственным видом приносящей доход деятельности является, например, сдача имущества в аренду?

Доходы от аренды: налогообложение

При передаче учреждениями имущества в аренду соответствующие доходы и расходы в целях налогообложения прибыли учитываются в общеустановленном порядке. При этом поступления в виде средств компенсации коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных расходов учитываются в составе внереализационных доходов (письмо Минфина России от 27.08.2012 № 03-03-06/4/88).

НДС при передаче имущества в аренду также необходимо исчислять в общеустановленном порядке, положения подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в данном случае применяться не могут. Операции по возмещению затрат на содержание арендованных помещений не являются объектом обложения НДС, а суммы налога, выставляемые арендатору поставщиками коммунальных услуг, при перевыставлении счетов арендаторам отдельно не выделяются и включаются в общую сумму компенсации.

Применение КОСГУ: в чем проблема

При составлении и исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности расчеты с арендаторами должны учитываться по кодам КОСГУ с учетом требований Указаний № 171н.

Так, доходы от аренды подлежат отражению по статье 120 “Доходы от собственности” КОСГУ. Под доходами от аренды понимается вся сумма арендной платы, в т. ч. в случае, когда она состоит из двух частей - постоянной и переменной (исчисляемой исходя из стоимости коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, потребляемых арендатором).

В настоящее время решением бюджетного (автономного) учреждения, принятым в рамках его учетной политики, операции по начислению и уплате НДС и налога на прибыль организаций должны отражаться по одной из двух статей КОСГУ - 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” или 180 “Прочие доходы”.

Подобная норма Указаний № 171н, безусловно, облегчает работу бухгалтера: теперь нет необходимости “делить” платежи по налогам в разрезе соответствующих доходных кодов КОСГУ. Однако, как это часто случается, не для всех перемены стали позитивными. Дело в том, что из содержания Указаний № 171н следует - уплата НДС и налога на прибыль организаций за счет статьи 130 или 180 является не правом, а обязанностью учреждений. Во всяком случае именно так соответствующие нормы Указаний № 171н трактуют в органах казначейства.

Доходы бюджетного учреждения от аренды поступают по КОСГУ 120 "Доходы от собственности", а уплата налога на прибыль с арендной платы осуществляется по КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)". План ФХД составляется по форме в соответствии с Требованиями 81н. Учреждение подведомственно ФАНО России. Каким образом отразить в Плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения операции по уплате налога на прибыль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В Плане ФХД суммы налога на прибыль, уплачиваемого с арендной платы, планируются по "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ со знаком "минус".

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы от аренды, отражаются по "Доходы от собственности" КОСГУ.
В то же время операции по налогу на прибыль должны отражаться по одной из статей: 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" или 180 "Прочие доходы" КОСГУ согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики. Аналогичный порядок применяется и при определении аналитического кода вида поступлений: 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" или 180 "Прочие доходы" (смотрите также письма Минфина России от 01.07.2016 N 02-06-10/38856).
Соответственно, в ситуации, когда бюджетное учреждение оказывает платные услуги, облагаемые налогом на прибыль, данный факт следует учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД).
Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения утверждены Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования N 81н).
Табличная часть Плана ФХД, раскрывающая информацию о показателях по поступлениям и выплатам учреждения, составляется в соответствии с Таблицей 2 из п. 8 Требований N 81н. Абзацем 3 пункта 8.1 Требований N 81н установлено, что в графе 3 по строкам 110-180 Таблицы 2 Плана ФХД, отражающим поступления от доходов, указываются коды КОСГУ.
Положения Требований N 81н не дают ответа на вопрос, в каком размере и в каких строках следует планировать поступление доходов (в том числе от арендных платежей), с которых уплачивается налог на прибыль. Поскольку сведения из Плана ФХД бюджетными учреждениями используются при составлении бухгалтерской отчетности, рассмотрим поставленный вопрос в увязке с требованиями, предъявляемыми к отчетным формам.
Бюджетные учреждения в составе квартальной бухгалтерской отчетности представляют Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)) (п. 34 Инструкции, утвержденной Минфина России от 25.03.2011 N 33н, далее - N 33н).
Суммы запланированных на текущий (отчетный) финансовый год доходов, утвержденных Планом ФХД учреждения, с учетом последующих изменений, оформленных в установленном порядке на отчетную дату, отражаются в разделе 1 "Доходы учреждения" в графе 4 Отчета (ф. 0503737) ( Инструкции N 33н).
Данные по исполнению плановых назначений по доходам за отчетный период отражаются в графах 5, 6, 7, 8 раздела 1 "Доходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) ( Инструкции N 33н).
В рассматриваемой ситуации уплата налога на прибыль с арендной платы отражается по статье 130 КОСГУ, в то время как поступление арендной платы отражается по статье 120 КОСГУ. Соответственно, уплата налога на прибыль с арендной платы бюджетным учреждением отражается в Отчете (ф. 0503737) со знаком "минус" по коду вида доходов 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат".
В Плане ФХД предусмотрена отдельная строка в целях отражения доходов от платных услуг (строка 120). При этом утвержденная Требованиями N 81н форма Плана ФХД предполагает расшифровку данной строки путем добавления дополнительных строк по данному направлению доходов. В связи с чем по строке 120 следует отразить запланированную сумму доходов с учетом суммы налога на прибыль и НДС. Кроме того, в целях расшифровки показателя данной строки могут быть введены дополнительные строки, в частности "НДС" и "Налог на прибыль". Причем показатели в данных строках следует отражать по статье 130 КОСГУ со знаком "минус".
Учреждению не следует планировать уплату налога на прибыль в Плане ФХД путем уменьшения статьи 120 КОСГУ, так как это приведет к нарушению порядка группировки доходов, установленных Требованиями N 81н, а в Отчете (ф. 0503737) может произойти ситуация, когда сумма исполнения по коду видов доходов 120 превысит сумму утвержденных плановых назначений в соответствии с Планом ФХД.
Конкретный порядок заполнения плановых поступлений может быть предусмотрен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 18 Требований N 81н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету?

Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов в учреждениях? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

За счет каких средств уплачиваются налоги?

Согласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

Какие КБК применяются для уплаты налогов?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

Каков порядок отражения налогов в бухгалтерском учете?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бюджетном учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бюджетном учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Пункт Инструкции № 183н
Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:
– налог на прибыль 2 401 10 130
2 401 10 180
2 303 03 000 159, 179
– НДС 2 401 10 130
2 401 10 180
2 401 20 200*
2 303 04 000 159, 179
– иных налогов 0 401 20 200
0 109 00 200
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
159
Уплата налогов 2 303 03 000
2 303 04 000
0 303 05 000
0 303 12 000
0 303 13 000
0 201 11 000
0 201 21 000
161, 78

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация.

При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

В бухгалтерском учете налогов в учреждениях отразятся следующие проводки:

Автономное учреждение сдает помещение в аренду. Арендная плата составила 50 000 руб. (в том числе НДС (18 %) – 7 627 руб.). Налог на прибыль с доходов от арендной платы составил 8 475 руб.

Цифры приведены условно, прочие расходы и вычеты, уменьшающие налогооблагаемую базу, не учитываются.

Согласно учетной политике АУ суммы налогов отражаются по статье 180 КОСГУ.

В соответствии с положениями Инструкции № 183н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856, операции отразятся бухгалтерском учете налогов в учреждениях следующим образом:

Сумма, руб.

Начислен доход от аренды

00000000000000120

2 205 21 000

00000000000000120

2 401 10 120

Поступила арендная плата на лицевой счет

00000000000000000

2 201 11 000

00000000000000120

2 205 21 000

Увеличение

забалансового счета 17

(код 120 КОСГУ)

Начислен НДС

00000000000000120

2 401 10 120

00000000000000180

2 303 04 000

Начислен налог на прибыль

00000000000000120

2 401 10 120

00000000000000180

2 303 03 000

Уплачен НДС в бюджет

00000000000000180

2 303 04 000

00000000000000000

2 201 11 000

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Уплачен налог на прибыль в бюджет

00000000000000180

2 303 03 000

00000000000000000

2 201 11 000

Уменьшение

забалансового счета 17

(код 180 КОСГУ)

Учитываются ли имущественные налоги в целях налогообложения?

Расходы на уплату налогов могут быть учтены при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264, ст. 252 НК РФ при условии, что такие расходы экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вместе с тем необходимо учитывать следующее.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ на автономные учреждения – получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Положениями п. 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

В силу положений вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные автономными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль и не подлежат распределению в пропорции согласно п. 1 ст. 272 НК РФ.

Как уже было отмечено, величина субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой автономному учреждению из бюджета, рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения (п. 11, 33 Положения № 640). При этом значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению (п. 14, 15 и 32 Положения № 640).

Таким образом, к расходам, не учитываемым автономными учреждениями при определении базы по налогу на прибыль, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ подлежат распределению согласно п. 1 ст. 272 НК РФ. Такой вывод сделан в письмах Минфина РФ от 08.12.2016 № 03‑03‑06/3/73328, от 30.12.2016 № 03‑03‑06/3/79616, от 03.11.2016 № 03‑03‑06/3/64622.

Стоит отметить, что ранее специалисты финансового ведомства придерживались иной точки зрения: учреждения – получатели субсидий вправе учитывать только те расходы (в том числе расходы на уплату налогов), которые непосредственно связаны с ведением предпринимательской деятельности. При этом пропорционального деления налогов между уставной бюджетной и предпринимательской деятельностью гл. 25 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 04.02.2015 № 03‑03‑06/4/4305, от 30.04.2015 № 03‑03‑06/4/25397).

* * *

Обобщая вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

1) затраты на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов (имущественных налогов) учитываются при определении объема субсидии на выполнение государственного задания. НДС и налог на прибыль уплачиваются только за счет доходов, полученных от платной деятельности;

2) при отражении в бухгалтерском учете суммы имущественных налогов относятся на увеличение расходов, а суммы НДС и налога на прибыль – на уменьшение доходов;

3) исходя из положений учетной политики налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете как в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), так и в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде);

4) в целях исчисления налога на прибыль расходы на уплату имущественных налогов, покрываемые за счет средств субсидии, не учитываются. Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, распределяются между уставной деятельностью и деятельностью, приносящей доход. Часть этих расходов, которая приходится на платную деятельность, может быть учтена при определении налогооблагаемой базы в составе прочих расходов.

Л. Ларцева, эксперт журнала

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", март, 2017

mob_info